Русские народные кокошники – самый русский головной убор — Вероника — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Содержание

самый русский головной убор — Вероника — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Кокошник — это не просто головной убор. Это образ жизни, философия и полёт женской фантазии.

Слово пришло к нам из древнерусского языка.

«Кокошь»- так на Руси называли курицу или петуха. Вы спросите, при чём тут курица?

Дело в том, что навершие классического кокошника нашим предкам напоминал куриный гребень.

 

 

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские замужние женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма.

 

 

 

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом. В настоящее время современному человеку довольно сложно отличить девичий венец от кокошника.

 

 

 

 

Кокошник не был повседневным убором. Носили его по церковным и мирским праздникам. 

Во-первых, каждый день в таком ходить неудобно. Согласитесь, корову доить, полы мыть, печку топить в кокошнике — не айс. Попробуйте его мысленно примерить на себя))

 

 

 

 

Во-вторых, они были дорогими. Как правило, кокошник украшался жемчугом, бисером, золотной нитью, бархатом. Дорогое удовольствие — носить его каждый день.

 

 

 

 

Хранили кокошники очень бережно и, как правило, передавали по наследству.

 В разных регионах носили разные кокошники.Вот, например, кокошник , правда свадебный, из Олонецкой губернии. Поясню: это нынешняя Карелия.

 

 

 

 

На свадьбу там надевали вот такой  убор, расшитый жемчугом, бисером и стеклярусом. Обратите внимание, что украшалась только передняя часть.Это делалось в целях экономии: задняя часть всё-равно уйдёт под платок. 

 Надо сказать, что без такого кокошника невеста не могла появиться на собственной свадьбе. Если такового не оказывалось, то она имела право взять кокошник взаймы: у подруги, сестры, соседки. Случалось, что один кокошник имелся на весь уезд или несколько деревень. На такой случай имелся ещё один вариант: его брали на прокат. То есть какая-то семья сдавала кокошник за определённую плату в аренду. Бизнес такой у них был.

 

 

 

 

Обратите внимание, что у крестьянок кокошники были усыпаны жемчугом. О нём расскажу в другом дневнике. Вы не найдёте на простолюдинках ни золота, ни серебра. В то время как жемчуга и на голове, и на шее, и на одежде — килограммы.

 

 

 

 

У москвичек была своя отдельная мода. В отличие от южанок они не любили яркие, аляпистые наряды. В костюме москвички присутствовали сдержанные, пастельные оттенки. Из ярких присутствовал, как правило, только красный цвет.В то время, как на юге наблюдалось буйство красок.

 

 

 

 

И кокошники у москвичек были особенные. Имели они форму скошенного цилиндра. Глядя на картины русских художников, можно легко отличить москвичку от всех других.Выглядит московский кокошник так:

 

 

 

 

Нередко кокошники покрывали специальным лёгким покрывалом. Называлось оно — фата (ударение на первый слог). Фата была полупрозрачной, невесомой. Она струилось при ходьбе и придавала некую воздушность походке .

 

 

 

 

К сожалению, император Пётр I был большим противником всего русского, как то: кафтаны, рубахи, боярские колпаки, в том числе невзлюбил он и кокошники. Он запретил их ношение дворянскому сословию. И только Екатерина Великая вернула кокошникам былую славу. Она сама была не прочь щегольнут в этом исконно русском уборе, и придворным прививала моду на русское одеяние: сарафаны, кокошники.

 

 

 

 

Ещё один приверженец русского костюма — Николай I- ввел в женский придворный костюм  платья в русском стиле и соответствующий головной убор: для замужних дам — кокошник, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. 

 

 

 

 

В последний раз кокошники ярко блеснули в 1903 году на знаменитом костюмированном  балу в честь 290-летия правления дома Романовых. Все дамы явились на бал в нарядах «а-ля рюс». Дворянки заказывали себе кокошники, унизанные драгоценными камнями. Это был такой праздник роскоши, что у иностранцев дух захватило. Они раструбили об этом уникальном событии на всю Европу. И там, в Европе, кокошник произвёл неслыханный фурор.

 

 

 

 

 

Ну, и напоследок- кокошники на полотнах русских художников

 

 

 

 

 

 

 

почему на Руси носили их?

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так:

«Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Кокошники — короны для русских красавиц

Кокошники из коллекции Натальи Шабельской

Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы — чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы — кокошники. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра.

Кокошники делали из дорогих материалов — шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями.

Девицам же разрешалось носить так называемые венцы, оставлявшие волосы открытыми.

Четвертая четверть XVIII века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 1

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 2

Четвертая четверть XVIII века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 3

Конец XVIII века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 4

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 5

1790-1810 г. Калужская губерния.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 6

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 7

1795-1805 г. Девичий кокошник.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 8

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 9

Первая четверть XIX века. Такой кокошник накрывался сверху платком (как на следующем фото).

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 10

Тверская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 11

Первая четверть XIX века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 12

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 13

Костромская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 14

Начало XIX века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 15

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 16

Начало XIX века. Кокошники такого фасона носили на Руси примерно со средних веков.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 17

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 18

Начало XIX века. Владимирская губерния.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 19

Начало XIX века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 20

1800-1880 г.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 21

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 22

1830-1870 г. Шелковый платок.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 23

1830-1880 г. Часть кокошника, закрывающая затылок. Двуглавый орел переплтен с тардиционным русским символом — древом жизни.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 24

XIX век. Часть кокошника, закрывающая затылок.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 25

XIX век. Вероятно, свадебный головной убор.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 26

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 27

XIX век. Часть кокошника, закрывающая затылок.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 28

XIX век.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 29

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 30

XIX век.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 31

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 32

XIX век.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 33

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 34

Конец XIX века. Свадебный кокошник.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 35

Конец XIX века. Часть кокошника, закрывающая затылок. Вышитое древо жизни означало плодородие, плодовитость и связь земли и неба. Этот символ встречается в русской вышивке с XII века.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 36

Фотографии из Коллекции Натальи Шабельской

Архангельская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 37

Вологодская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 38

Нижегородская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 39

Ярославская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 40

Олонецкая губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 41

Тверская губерния

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 42

О Нателье Шабельской, ее коллекции и фотографиях можно прочитать в этой публикации.

Балерины и великие княжны в кокошниках

Анна Павлова в костюме по эскизу Билибина.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 43

Анна Павлова

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 44

Великая княгиня Мария Георгиевна.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 45

Нина Александровна Поль, победительница конкурса «Мисс Россия», в русском костюме. 1932 г.

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 46

Княжна Гидеонова, победительница конкурса «Мисс Россия».

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 47

Княжна Ольга Константиновна Белосельская-Белозерская (в замуж. княгиня Орлова)

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 48

Матильда Кшесинская

Кокошники - короны для русских красавиц, фото № 49

Современный (своевременный) Русский Кокошник…. | Журнал Ярмарки Мастеров

Современный Русский Кокошник!

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 1
Кокошник княгини Орловой-Давыдовой на костюмированном балу 1903 г.

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 2
Кокошник Анны Павловой

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 3

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 4

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 5

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 6

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 7
Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 8

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 9
Кристиан Лакруа

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 10
Кокошник, Maslov

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 11
Кокошник, «Народные промыслы»

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 12
Кокошник, Maslov

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 13
Кокошник, «Народные промыслы»

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 14
Кокошник, «Народные промыслы»

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 15
Кокошник, Maslov

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 16

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 17

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 18

Современный (своевременный) Русский Кокошник...., фото № 19

PS: Оказывается кокошник – это не предмет истории (как я думала), наоборот, в современной моде он имеет место быть! И это прекрасно! Как великолепно его обыгрывают законодатели мод!

Надеюсь, Вам понравится эта подборка и, возможно, подарит идеи для творчества…. Спасибо!

Немного о кокошниках | Журнал Ярмарки Мастеров

По следам мастер-класса «Повседневный кокошник» МариКо (Marina Kostina).

В копилку рукодельницы.

Доброго времени суток, друзья. Восхитившись публикацией и мастер-классом Марины Костиной, посвященными старинному кокошнику Орловской губернии, я вспомнила о фотографиях разных головных уборов, которые потихоньку накапливаются у меня в архивах.

Иногда мне становится немного жаль, что наша современная суматошная жизнь вытеснила из повседневного быта «неудобные», но такие красивые и РОДные вещи, как рубаха, понёва, сарафан, кокошник. Как хороши были девушки и женщины в народных костюмах, подчёркивающих, а не прячущих женскую красу. Да, кокошник не сочетается с джинсами и топиком, но помечтать-то можно!

Кстати, в 1872 году русский император Александр II принял эпохальное решение о создании Исторического музея, а к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых император Николай II устроил костюмированный бал (в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года) — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.

Причём Николай II рассматривал этот бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.

Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, а некоторые из них сохранились в фондах Эрмитажа. На просторах Интернета можно найти статьи, посвящённые этому балу и фотографии костюмов.

К сожалению, настоящих народных костюмов (не маскарадных) сохранилось не так много и разбросаны они по разным музеям. Встреча с каждым из них — целое событие. Поэтому фотографий в этой публикации представлено не так много, как хотелось бы…

Справка: Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы — чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы, например, кокошники в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра. Кокошники делали из дорогих материалов — шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями. Девицам же разрешалось носить так называемые венцы, оставлявшие волосы открытыми.

Википедия нам говорит, что произошёл Кокошник от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

По конструкции выделялись несколько видов кокошников, каждый из которых был характерен для определённых территорий. Например:

Однорогие кокошники:

Немного о кокошниках, фото № 1

Двурогие кокошники:

Немного о кокошниках, фото № 2

Цилиндрические «шапочки» с плоским донышком (надевались обычно с платком, сложенным на угол):

Немного о кокошниках, фото № 3

Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом и лопастями над ушами, также надевался с платком (обычно белым, украшенным золотой вышивкой):

Немного о кокошниках, фото № 4

Кроме кокошников носили и другие головные уборы: кика, сорока, моршень, повойник и т.д. Думаю, среди представленных на фото они есть.

Ну, а теперь сами фотографии. Приятного просмотра!

Немного о кокошниках, фото № 5

Немного о кокошниках, фото № 6

Немного о кокошниках, фото № 7

Немного о кокошниках, фото № 8

Немного о кокошниках, фото № 9

Немного о кокошниках, фото № 10

Немного о кокошниках, фото № 11

Немного о кокошниках, фото № 12

Немного о кокошниках, фото № 13

Немного о кокошниках, фото № 14

Немного о кокошниках, фото № 15

Немного о кокошниках, фото № 16

Немного о кокошниках, фото № 17

Немного о кокошниках, фото № 18

Немного о кокошниках, фото № 19

Немного о кокошниках, фото № 20

Немного о кокошниках, фото № 21

Немного о кокошниках, фото № 22

Немного о кокошниках, фото № 23

Немного о кокошниках, фото № 24

Немного о кокошниках, фото № 25

Немного о кокошниках, фото № 26

И костюмы полностью, с головными уборами вместе:

Немного о кокошниках, фото № 27

Немного о кокошниках, фото № 28

Немного о кокошниках, фото № 29

Немного о кокошниках, фото № 30

Немного о кокошниках, фото № 31

Немного о кокошниках, фото № 32

Немного о кокошниках, фото № 33

Немного о кокошниках, фото № 34

Немного о кокошниках, фото № 35

Художники тоже не обошли своим вниманием кокошники:

Немного о кокошниках, фото № 36

Немного о кокошниках, фото № 37

Немного о кокошниках, фото № 38

Немного о кокошниках, фото № 39

Немного о кокошниках, фото № 40

Надеюсь, вам было не скучно.

Ваша Татьяна

Фото сделаны в музеях разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Углича.

Я тоже не удержалась, примерила парочку (правда, это был «новодел» для фотосессий). Но вот салоп на мне — самый настоящий!

Немного о кокошниках, фото № 41

Немного о кокошниках, фото № 42

История «запретной женственности» — Wonderzine

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Национальный символ

На нынешнем фестивале футбола кокошнику суждено было стать символом всего «русского». Во-первых, кокошник — это красиво, а во-вторых, в массовом бессознательном это атрибут всего сказочного, от Царевны-Лебедь до Cнегурочки. Кокошник, как часть народного костюма, хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые незаслуженно забыты. Уже сейчас подобия кокошников можно найти у европейских инстаграм-брендов — например, у Eliurpi. Так что вслед за вышиванкой он вполне может стать новым модным трендом.

При этом мало кто отдаёт себе отчёт в том, что исходно кокошник был символом стигматизации самого женского образа. Так что нынешний уход в сторону маскарадности (на чемпионате мира кокошник массово надевали на себя и мужчины) — разумное свидетельство того, что женских волос, как и женщин в целом, бояться не следует, ну а замужним (да и незамужним) женщинам волосы можно и не скрывать.

Фотографии: Eliurpi, Library of Congress/Prokudin-Gorskii Collection, Wikimedia Commons (1, 2, 3, 4), Мосфильм

Как на Руси появился кокошник: Головной убор русских красавиц

Во времена Древней Руси женщине нельзя было показываться с непокрытой головой не только на улице, но и даже дома. Считалось что замужняя женщина, которая ходит с распущенными волосами, способна накликать беду не только на свою семью, но и на всю деревню. Поэтому, кокошник стал важным объектом для сохранения славянских обычаев и поверий. Но, что же он собой представляет?

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Появление кокошника

Несмотря на то, что в обиходе кокошник прекрасно ассимилировался и стал повсеместным явлением, история его возникновения до сих пор неоднозначна. Даже происхождение слова «кокошник» («кокош» – «петух» или «курица») оставляет за собой вопросы, так, как первое упоминание о нем датировано лишь XVII веком.

Тем не менее, стоит упомянуть, что описания головного убора, похожего на кокошник, ученые-историки смогли обнаружить еще в новгородских летописях десятого столетия.

История русского кокошника насчитывает несколько версий его появления. Самой основной и популярной является, так называемый «византийский» вариант. Когда между Русью и Византией была налажена торговля, дочери русских князей переняли у визайнтиских модниц их высокие и необычные головных уборы. И неудивительно, что эта трактовка является наиболее правдоподобной и первостепенной. Ведь гречанки еще со времен античности носили на своих прическах диадемы, закрепленные при помощи шелковых лент. А активное развитие торговых отношений между двумя странами могло познакомить русских красавиц с пленительным стилем зарубежных девушек.

Второй версией происхождения кокошника является «монгольская», суть, которой заключается в том, что монгольские женщины носили похожий головной убор. Тем не менее, несмотря на то, от куда к древним славянам пришел такой предмет одежды, главное, что он органично вписался в уклад русского костюма.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о