Из чего делают мозаику – Что такое мозаика, инструмент мозаичиста, виды мозаики.Закажите себе мозаичное панно +7(905) 26 53 706

Содержание

Мозаика — Википедия

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации. Также именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства разных жанров. Мозаику как разновидность инкрустации следует отличать от близкой техники интарсии[1].

Штифтмозаика в руинах колонного зала царского дворца в Уре. Месопотамия (вторая половина 4 тыс. до н.э.

Древний Восток[править | править код]

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаику в качестве облицовки глинобитных стен составляли из обожженных глиняных палочек-конусов («керамических гвоздей») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Изображение формировалось из торцов — полукруглых шляпок таких «гвоздей», вбиваемых в стену. Отсюда название — штифтмозаика (нем. Stiftmosaik). Блестящая поливная глазурь, чаще красного, чёрного и белого цветов (получаемая из наиболее распространенных окислов металлов, содержащихся в обычной глине, или минералов древесной золы) образовывала на поверхности геометрические узоры: зигзаги, ромбы, треугольники. Остатки штифтмозаики в руинах колонного зала царского дворца в Уре (вторая половина 4 тыс. до н.э.) открыла в 1912 году немецкая археологическая экспедиция.

Ранним примером техники инкрустации, получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К VIII веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, позднее составившей один из этапов в развитии мозаичной техники в архаической и классической Греции, пренебрежительно называемой римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность[править | править код]

Ранние античные мозаики из морской гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения фигур людей, животных, мифологических существ, обрамлённые геометрическим и растительным орнаментами, выполненные обычно белым по чёрному, в стилевом отношении близкие краснофигурной древнегреческой вазописи. Подобные образцы IV века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к развитию изобразительности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.), Пафоса на о. Кипр.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать большей живописности изображений и использовать широкую цветовую гамму. Древнейшим памятником, в котором была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.). Выдающимся произведением эллинистического искусства из Помпей является мозаичная картина «Битва Александра Македонского с Дарием»(125—120 гг. до н.э.) — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков цветных камней, вероятно, по живописному оригиналу, собранных по технике, известной как «opus vermiculatum». Её размер: 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров). Примечательно, что это напольная мозаика, но в Национальном археологическом музее Неаполя она экспонируется на стене, вертикально, как картина.

В Древнем Риме мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и терм. Общего термина «мозаика» еще не существовало. Мозаичные полы из гальки и кусочков мрамора именовали по-гречески литостротами (lithostroton — мощённый камнем), более простые, орнаментальные — павиментами (лат. pavimentum — утоптанный). Позднее появилось слово «tesselatum» — плиточный (от лат. tessera — кубик). Также позднее стали называть кубики цветной смальты. Мастеров наборных полов именовали тесселариями, а их работу также — сектильной работой (лат. opus sectile — составное произведение). Изобразительные вставки в орнаментальную композицию называли эмблемами (по-гречески: «вставленная часть»), а воспроизведение в мозаичной технике известного живописного произведения — emblema vermiculatum (лентообразная, в значении сложная, изобразительная вставка).

Мозаика из стеклянных тессер (кубиков) появилась в Александрии Египетской (один из центров стеклоделия античного мира) в III—II веках до н.э. Есть сведения о появлении стеклянной мозаики в Риме в I в. н. э. (эти мозаики не сохранились). С I в. н. э. в латинской литературе появляется выражение «opus musivum» (произведение, посвящённое музам), а мастеров, создававших мозаичные картины стали именовать musivarii, что свидетельствует о высокой оценке мозаики не только как техники, но и в качестве оригинального вида изобразительного искусства [2]. Примечательно также свидетельство Плиния Старшего о том, что в Риме уже в III—II веках до н.э. «литострот вытеснил мозаику с павиментов» и она «перешла на своды» («Естествознание», XXXVI, 60—64).

Ранние христиане и Византия[править | править код]

См. Византийская мозаика

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

Расцветом мозаичного искусства принято считать эпоху Византийской империи. Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты — окрашенного окислами металлов и глушёного (непрозрачного) стекла. Византийская мозаика становится утончённой, используется мелкий размер тессер(стеклянных кубиков). Примеси ртути, окислов железа, цинка и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки. Олово придавало непрозрачность и, следовательно, усиливало отражающую способность и насыщенность цвета. В полутёмных интерьерах раннехристианских храмов светосила фресок оказывалась недостаточной и росписи постепенно уступали место мозаикам. Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под тессеры прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики. Кроме того мастера научились укладывать тессеры на цемент слегка меняя наклон, создавая мерцание, переливы цвета. Это оказалось особенно эффективным в мозаичных картинах на криволинейных поверхностях куполов и сводов. Наряду с золотым фоном мастера активно использовали яркие синий, зелёный, красный и белый цвета. Фигуры обводили красным и синим контурами, иногда двойными разных цветов. Это делали для того, чтобы усилить цветовой контраст изображения и фона. Византийские мастера работали также на территории Италии, в городах, имевших тесные политические и экономические отношения с Константинополем. Поэтому наиболее выдающиеся в художественном отношении образцы сохранились в базилике Св. Марка в Венеции и в храмах Равенны: в церкви Сан-Витале (около 547 г.), Сан-Аполлинаре и Сан-Аполлинаре Нуово (580-е гг.), а также частично сохранившиеся мозаике в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.).

Средневековая Евразия[править | править код]

Рококо[править | править код]

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.

В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Ислам[править | править код]

Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.
Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гаджи Челеби. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика[править | править код]

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика компании «Emaux de Briare». Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ.

[3] Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.

Мозаика Киевской Руси[править | править код]

Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианстваот Византии. Столичная культура того времени была эллинистической по духу и византийской по содержанию. Мозаиками по византийскому образцу были украшены храм Св. Софии в Киеве (1019—1037). Особенно знаменита киевская Богоматерь Оранта в конхе апсиды собора. Мозаика выполнена совместно греческими и русскими мастерами. Примечательна обводка фигуры цветным контуром и золотой фон. Известны также мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные русскими мастерами (1111—1113). Примечательно сочетание мозаик с фресками

[4]. В дальнейшем фрески постепенно вытесняли мозаики и мозаичное искусство было надолго забыто [5].

Мозаика в России[править | править код]

Достижения в области искусства мозаики Нового времени связаны с елизаветинской эпохой и именем Михаила Васильевича Ломоносова. В 1753 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в собственность М. В. Ломоносова было передано село Усть-Рудицы Копорского уезда (близ Ораниенбаума), «где есть глина, песок и дрова». Ранее, в 1746—1750 гг., в мастерской Академии наук на Васильевском острове в Петербурге Ломоносов в процессе долгих опытов сумел получить смальты. ярких красных и зелёных оттенков. С двумя помощниками, учениками Рисовальной палаты — Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым — Ломоносов стал создавать небольшие мозаичные картины. Среди них: «Св. Апостол Пётр», портреты Петра I (используя произведения Л.Каравакка, Ж.-М.Наттье Младшего), великого князя Петра Фёдоровича, императрицы Елизаветы Петровны по оригиналам Л. Токке и Ф. С. Рокотова, Екатерины II, графа М.И.Воронцова, графа П.И.Шувалова. В 1740-х гг. Ломоносов был близок к открытию отечественного фарфора, но его увлекло именно стекло и он задумал возродить мозаичное искусство, существовавшее в X—XI веках в Киевской Руси благодаря мастерам из Византии (версия о поездке Ломоносова в 1734 г. в Киев документально не подтверждается). Стеклу Ломоносов посвятил восторженные поэтические строки:

                Неправо о вещах те думают, Шувалов,
                Которые Стекло чтут ниже Минералов,
                Приманчивым лучем блистающих в глаза:
                Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
                Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
                И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
                Пою перед тобой в восторге похвалу
                Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
                       (Из «Письма о пользе стекла», адресованного графу  
                                                                            И.И.Шувалову. 1752).   
                                                                                                                                                                                   

Русский учёный подчёркивал два главных качества, присущих мозаичным картинам: долговечность и насыщенность цвета. К началу 1760-х гг. Ломоносов сумел разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт, превзойдя палитру мозаичной мастерской в Ватикане. Параллельно с химическими опытами Ломоносов писал трактат «Новая теория о цветах, утверждённая новыми опытами». В 1758 г. Ломоносов представил в Сенат «прошение» — проект мемориального «мозаичного монумента» Петру Великому в Петропавловском соборе. Учёный-художник замыслил кроме памятника «над могилой» «выложить всю церковь внутри мозаичными картинами». Проект предполагал создание 17 больших панно между окон собора, отражающих главные события царствования Петра I (царь Пётр был кумиром Ломоносова). По замечанию Я. Штелина, «все художники и знатоки очень смеялись над этой выдумкой и жалели церковь, если она будет выложена стеклом» [7]. Описание монумента составлено Ломоносовым в духе времени и, действительно, выглядит претенциозным и помпезным даже для эпохи барокко.

Несмотря на критику и насмешки, в 1761 г. Ломоносов всё же добился разрешения Сената на изготовление первой мозаичной картины для собора на тему «Полтавская баталия». Ломоносов, вероятно, сам участвовал в разработке композиции, в которой прослеживаются «цитаты» и заимствования фигур из картин И.Н.Никитина, П-Д.Мартена Младшего, Л.Каравакка и Ж.-М. Наттье Младшего на тот же сюжет. Центральная фигура Петра I на вздыбленном коне близка фигурам на картине немецкого живописца Й. Г. Таннауера (1710) и на шпалере, созданной в мастерской Ф. Бегагля в 1722 г. Картон для мозаики написал Карл Людвиг Христинек (1732—1794), немецкий живописец, родившийся в Петербурге. В художественном отношении — по рисунку и композиции — картон представляет собой посредственное произведение. Ломоносова пытались отговорить работать с таким картоном, но он был упрям.

Над мозаикой в его доме в Петербурге на набережной реки Мойки трудились семь помощников. Для набора использовали медную «сковороду» (481 × 644 см). В январе 1765 г. гигантский труд был завершён. Несовершенство рисунка и композиции было усилено грубостью мозаичного набора. Портретность персонажей оставляет желать лучшего, историческая достоверность костюмов, обмундирования, вооружения в то время не считалась обязательными. С расстояния мозаика не выглядела монументальной, а вблизи непривычные швы набора производили странное впечатление. Новой императрице Екатерине II и её советникам мозаика не понравилась — она не соответствовала эстетике екатерининского классицизма. Президенту Академии И.И.Бецкому поручили поискать для произведения Ломоносова «какого-либо другого приличного места». Бецкой распорядился перенести мозаику в заброшенный амбар при Академии. 5 апреля 1765 г. Ломоносов скончался. Усть-Рудицкую фабрику возглавил Матвей Васильев (1732—1782), но производство за отсутствием заказов приходило в упадок и в 1768 г. фабрику закрыли. Мозаичное искусство было надолго забыто. «Полтавская баталия» девять раз меняла местонахождение, и только в 1925 г. (к двухсотлетию Академии наук) её установили на верхней площадке главной лестницы здания Академии наук на Васильевском острове.

В 1848 году возникла идея перевода живописных изображений крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаики «ввиду их долговечности и ценности». Причём требовалась, согласно эстетике времени, максимальная приближенность к живописным оригиналам [8]. Но собственного мозаичного производства не существовало.

В Италии в это время выдающимся мастером римской мозаики (из миниатюрных тессер) был Микеланджело Барберри (1787—1867). В 1846 г. он открыл в Риме школу мозаичистов. В этой школе в 1847—1848 годах осваивал технику мозаики русский мастер Василий Егорович Раев [9]. В Санкт-Петербургском Эрмитаже, в Павильонном зале, находится одно из произведений Раева с помощниками римского периода. Это вмонтированная в пол зала копия античной мозаики в ½ натуральной величины, найденной в 1870 г. в руинах терм Отрикулума близ Рима (ныне в музеях Ватикана). В том же зале экспонируются столешницы в технике римской мозаики с видами Рима работы М. Барберри и столешница из флорентийской мозаики, созданная Джакомо Раффаэлли (1753—1836). Выпускников Императорской Академии художеств, Е. Г. Солнцева, И. С. Шаповалова, С. Ф. Федорова) командировали в Рим [8]. В 1851 году русские ученики вернулись на родину.

Для создания специального Императорского Мозаического заведения при Академии художеств в Санкт-Петербурге (вначале исключительно для нужд оформления Исаакиевского собора) в 1851 году из Италии пригласили Винченцо Раффаэлли (однофамильца Микеланджело Раффаэлли) с братом Петром. Работа заняла долгие годы. Мозаичные картины, в том числе иконы для иконостаса, выполняли в 1851—1914 годах. Однако грандиозная по затратам работа не дала ожидаемых результатов. Мозаики из мелкой смальты с огромным количеством оттенков, поднятые на большую высоту, не сверкали подобно византийским образцам, а совершенно терялись в полумраке собора и выглядели грязными по цвету. Имитация мозаикой живописи не могла принести желаемого результата, поскольку нивелировала специфику мозаичного искусства, заключающуюся в качествах монументальности и декоративности.

С 1883 года Мозаическим отделением Академии художеств руководил Александр Никитич Фролов (1830—1909). В 1890 году он организовал собственную мастерскую. Технике прямого и обратного мозаичного набора Фролов учился в Венеции у Антонио Сальвиати. Сын мастера Владимир Александрович Фролов (1874—1942) учился в Академии художеств, в 1897 г. возглавил отцовскую мастерскую. В период модерна мастерская Фроловых выполняла многие ответственные заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

В 1934 году, когда возобновилась после длительного перерыва деятельность академической мозаичной мастерской руководить ей пригласили В. А. Фролова. [10]. Фролов собирал коллекцию мозаик и мечтал о создании Музея мозаичного искусства [11]. В монументальном искусстве XX—XXI веков художники используют необычные композиционные приёмы и сочетают самые разные материалы: стекло, фаянсовые плитки, фарфоровый бой, цветной кирпич, бетон и металл.

Мозаика и народное искусство[править | править код]

Современное искусство[править | править код]

Мозаика племени Уичоли (Huichol)[править | править код]
Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Способы укладки[править | править код]

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге[править | править код]

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке[править | править код]

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы[править | править код]

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

  • Греческие и римские
  • Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 годом нашей эры.

  • Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

  • Христианские и византийские
  • Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

  • Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

  • Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

  1. ↑ Власов В. Г.. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—589; Т. IV, 2006. — С. 120—121; Т. IV, 2006. — С. 124—125
  2. ↑ Власов В. Г.. Мозаика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—586
  3. ↑ Calaméo: Mosaïques art nouveau d’Eugène Grasset à Briare

Из чего делают мозаику

                            Материалы для мозаики

Моза́ика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток, стекла, дерева и т. д.

 Мозаичные материалы — используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, — доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.

Явные лидеры современных мозаичных материалов — стеклянные смеси и керамика — помогают реализовать в жизни любую творческую задумку заказчика. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности безграничны: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика, незаменима для облицовки высокотехнологичных объектов: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов зданий. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) является уникальным для работы с сооружениями водной стихии.

   Главная страница.      Карта сайта .

         По всем вопросам  обращайтесь по телефону    8 916 663 16 57                                                                                           Александр

Из чего собирают современную мозаику

Да, лет эдак 30 назад, было не такое разнообразие и доступность материалов, как сейчас, но все же побольше, чем пару тысячелетий назад 🙂 Интересно? Ну, тогда поехали!

Итак, для кого-то я сейчас может быть открою «Америку», а кто-то уже и так в курсе всего этого. Но почему-то мне захотелось написать о мозаике, как материале, поскольку сама работаю в этой области уже более 14 лет…

Не буду углубляться в историю возникновения мозаичного искусства, этой информации много в интернете, более того, в моем дипломе почти треть посвящена именно этому. Если все же кому-то будет интересно, я напишу отдельную статью.

В наше время, когда рукоделие, хендмейд и все, что делается руками при помощи несложных инструментов, начало цениться и стало модным в какой-то степени, многие осваивают различные техники рукоделия, смешивая разные материалы и технологии. Кажется в век высоких технологий это странным, но нет! Вся наша действительность дуальна, развиваются технологии — в противовес развивается рукоделие.

На сегодня все материалы, используемые в работе, можно разделить на 5 видов:

  • стекло;
  • керамика;
  • камень;
  • металл;
  • природные материалы (органика).

Теперь о каждом подробнее с картинками.

Стекло, или стеклянная мозаика — по сути, искусственный материал, произведенный человеком, и у него есть одна особенность. Это самый часто используемый вид с тех времен, как человек научился его делать. Сюда входит смальта, технология производства и состав которой почти не менялись с момента ее изобретения, а это 2-1 век до нашей эры.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 1

Мозаика из стекла, выпускаемая промышленным способом. Сначала варится, как супчик, из различных компонентов (сырья), а потом из этой массы методом штамповки получаются клеточки (кружочки, треугольнички и прочие геометрические фигуры).

Из чего собирают современную мозаику, фото № 2

Из чего собирают современную мозаику, фото № 3

Из чего собирают современную мозаику, фото № 4

Витражое стекло. Производство стекла схоже с производством мозаики на этапе «супчика», но далее все немного по-другому. Стекло тянут, как ленту на металлический конвейер, постоянно нагревая, чтобы оно не теряло своей пластичности, получается такая длинная бесконечная стеклянная «тряпочка». Потом эту, еще тепленькую, «тряпочку» аккуратно режут и тянут следующий кусочек. После остывания застывшие листы стекла аккуратно режут еще на меньшие куски и отправляют на упаковку. А мозаику уже делают из обрезков, которые в витраж не пойдут ввиду мелкости кусочков.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 5

Стеклянный дрот (цветные неполые стеклянные палочки) более известны мастерам, занимающимся лэмпворком. Дрот производят промышленным способом, диаметр такого стержня может колебаться от 2 мм до 3 см. Стеклодувы при помощи дрота сначала формируют кусочек стеклянной массы на металлическом стержне, а потом выдувают, как шарик, вазу или любой сосуд. При желании дрот можно сделать и самим из остатков, стекла, смальты при помощи газовой горелки. Вот как дрот выглядит после промышленного производства. В сечении он всегда круглый!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 6

Одна очень известная итальянская компания даже выпустила эксклюзивную серию оправ для очков, в которых использовалась микромозаика из спаянных вместе цветных дротов.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 7

Бусины, бисер и стеклярус — это все, в общем-то, стекло. Из них также можно сделать панно, микромозаику. Только нужно будет запастись лупой, пинцетами и терпением. Но об этом в другой теме.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 8

Сейчас очень модно собирать картины из «алмазной мозаики». Скажу сразу, ни к алмазам, ни к мозаике этот вид рукоделия не имеет никакого отношения. Это «создание» картин при помощи акриловых стразиков, имеющих огранку. Я бы даже не назвала это рукоделием. Больше всего мне это напоминает «раскраски» по номерам или собирание пазла. Да, сами по себе эти виды препровождения досуга имеют место быть. Воспитывают терпение и усидчивость. Но к творчеству, полету фантазии и рукоделию они не имеют никакого отношения. Уж простите меня!

Керамика и керамогранит. Родственные по происхождению материалы, но отличие все же есть. Не буду вас грузить в этой статье технологией производства, особенностями состава и отличиями физических свойств. Если будет интересно, я посвящу этому отдельную статью. Для упрощения в данном контексте: керамика — все, что покрыто цветной или бесцветной глазурью, с обжигом. Форма также может быть любая: квадрат, круг, ромб.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 9

Из чего собирают современную мозаику, фото № 10

Керамогрнит — керамика без покрытия, но имеет тот же цвет на изломе, что и на поверхности, также по технологии изготовления схожа с производством керамической плитки и мозаики.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 11

Технология производства керамики еще более древняя, чем у стекла. Возраст черепков древних сосудов датируется 18-17 тысячелетием до н. э. Понятно, что, в первую очередь, из керамики делали фигурки, скульптуры и потом уже посуду. Но посуда билась, оставались черепки — вот из них цветных и разных по размеру древние люди начали собирать мозаику. Понятно, что цветовая палитра керамики скуднее, чем у стекла — этим и объясняется большая и по сей день популярность второго! Стекло долговечнее, оно не теряет своих свойств; цвета, прочности и блеска с течением времени. Ну, если конечно, не бросать на него гирю. Да, стекло — вечный материал! Оно не боится ни мороза, ни огня, ни воды, ни ветра! В стекле можно добиться больших эффектов, чем в керамике. Оно может быть прозрачным, с разводами других оттенков внутри, оно может быть с внутри запаянным золотом и серебром. С переливами золотистого песка (эффект авантюрина). Оно может имитировать натуральный камень! И еще один большой плюс по сравнению с другими материалами. Его можно переплавить, любые обрезки, разбитые вазы и окна, любой бой стекла, бутылок, даже стеклянная пыль — все является сырьем для нового стекла!

Но керамическая мозаика имеет место быть! Всем известен парк Гауди в Барселоне — полностью керамическая мозаика! Итак, керамическая мозаика — это плитка любая (разбитая случайно или намеренно на маленькие кусочки), промышленно изготовленная методом штамповки, чашки и блюдца из фарфора, фаянса и майолики — тоже керамика и могут обрести свою вторую жизнь в чьем-то панно! Керамика — теплолюбивый материал и большее свое распространение она получила в солнечных странах (Испания, Турция, Африка)

Из чего собирают современную мозаику, фото № 12

Камень. Сюда можно отнести все известные нам виды минералов — известняк, мрамор, оникс, гранит, полудрагоценные камни, даже морская галька также является камнем — обточенным морем и временем.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 13

Еще сюда я бы отнесла и янтарь, хотя это самоцвет органического происхождения — застывшая и окаменелая смола. Все же помнят знаменитую янтарную комнату, она была создана в технике флорентийской мозаики, собрана из спилов и кусочков этого уникального самоцвета!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 14

Металлическая мозаика. Понятно, что цветные и черные металлы нынче дороги, поэтому и мозаика из них не дешевая. Более того, если бы клеточка 2 × 2 см была сделана полностью из металла, она бы весила очень много и «фонила». Поэтому при производстве современной металлической мозаики промышленным способом чаще всего используют нержавеющую сталь, латунь, реже медь! Более того, сам кусочек состоит из 2 слоев. Первый — основа. Материалом ее изготовления может быть керамика или пластик. На него крепится лицевой слой — накладка из металла, как крышечка. К керамической основе она крепится специальным клеем.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 15

Понятно, что такие кусочки уже не наколешь и не нарежешь, но и зачем? Обычно такую мозаику используют в интерьерах в стиле хай-тек. А там, как правило, царят минимализм и строгость!

Природные материалы или органика. Нет-нет , человеческие кости, зубы и ногти мы не будем рассматривать в этом случае. Я лучше поподробнее расскажу о иных природных материалах. Все мы любим собирать ракушки на берегу моря. Они такие красивые, нежных оттенков, с перламутром и блеском. Предприимчивые азаитские любители собирать ракушек придумали технологию, как под давлением и нагревом расплющивать эти самые ракушки. А потом пилят их на кружочки, квадратики, многоугольники. Толщина такой мозаики всего 1 мм, ракушки же тонкие, но по прочности и сопотивлению на излом они лучше керамики и стекла! Вот так! Оттенки ракушек, как оттенки жемчуга: белые, розовые, желтоватые и черные!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 16

Если увидите ярко-красные, фиолетовые и темно-коричневые отенки, знайте, это исходно белый перламутр, окрашенный химическими красителями. Краска пропитывает все внутренние полости и чешуйки, закрепляется внутри паром и такую «крашеную» мозаику можно мыть, лить на нее воду. Но! Со временем, она постепенно выцветает, как обои, на которые постоянно падает солнечные цвет! Интерьеры из этого природного материала выглядят очень стильно и дорого!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 17

Деревянная мозака! Вот уж поистине безграничный в использовании материал для нашей страны! А главное, очень доступный, ведь он буквально под ногами валяется! И многие используют древесину, а именно спилы можжевельника (как же он пахнет), березы, ели, вишни и многих других деревьев в качестве материала для мозаики! Дерево можно тонировать, покрывать блестящим или матовым лаком.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 18

Кокос, по сути, тоже «дерево», но имеет более плотную структуру! Материал красивый, натуральный, но специфический. Поскольку орех всегда круглый, то идеально ровную мозаику из ореха не сделать, кусочки всегда немного выпуклые. Да и цвет кокоса, в отличие от дерева, всегда примерно один. Только поверхность может быть матовой или полированной.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 19

Не буду надолго отанавливаться на мозаике из продуктов питания, макарон, круп, бобовых, колечек для завтрака, кофейных зерен, чипсов, колбасы, суши и так далее… Все-таки такая мозаика — не долговечна! Она больше подходит для творчества с детьми, вооспитания усидчивости, ну и доступность материалов — большое преимущество!

И напоследок, для вдохновения, панно из необычных материалов, которые не все бы даже догадались использовать для этого. Вдохновляйтесь!

Мозаика из гвоздей или шурупов (металл)

Из чего собирают современную мозаику, фото № 20

Мозаика из винных пробок (дерево)

Из чего собирают современную мозаику, фото № 21

Мозаика из таблеток и пилюль (органика). Символично правда?

Из чего собирают современную мозаику, фото № 22

А как вам мозаика из кубиков-рубиков?

Из чего собирают современную мозаику, фото № 23

Поэтому творите из чего хотите! Творческих вам успехов!

История мозаики. Красота изнутри | Журнал Ярмарки Мастеров

Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 1

История мозаики. Красота изнутри, фото № 2

История мозаики. Красота изнутри, фото № 3

По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 4

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 5

История мозаики. Красота изнутри, фото № 6

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 7

История мозаики. Красота изнутри, фото № 8

История мозаики. Красота изнутри, фото № 9

История мозаики. Красота изнутри, фото № 10

История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 11

В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 12

История мозаики. Красота изнутри, фото № 13

История мозаики. Красота изнутри, фото № 14

История мозаики. Красота изнутри, фото № 15

История мозаики. Красота изнутри, фото № 16

Способы укладки

История мозаики. Красота изнутри, фото № 17

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 18

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

История мозаики. Красота изнутри, фото № 19

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 20

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

1. Паркетри

2. Интарсия

3. Инкрустация

4. Блочная мозаика

Теперь про каждый из них немного поподробней.

Паркетри

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.

Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

По материалам из интернета.

НЕОБЫЧНАЯ МОЗАИКА: Из чего делают мозаику?

Меня часто спрашивают: можно ли делать мозаику НЕ из керамики или смальты, а из чего нибудь другого? Конечно МОЖНО. Мозаику можно собирать практически из ЛЮБОГО твердого материала. Другой вопрос — как долго она продержится? Но если вас не волнуют вопросы вечности, смело собирайте любой подручный и подножный материал и дерзайте!

Покопавшись в интернете, я нашла много интереснейших работ из самых необычных материалов, которые постаралась собрать здесь.

Не стану погружаться в глубины истории и рассказывать откуда появилась мозаика, ее разновидности, школы, техники и пр. Такую информацию можно найти в интернете. Скажу только, что и сегодня мы не перестаем восхищаться работами древнеримских и византийских мастеров, дошедших до наших дней в прекрасном состоянии.



 

  В наше время стала очень популярной мозаика из битой кафельной плитки. Она легко колется, имеет красивую фактуру и обилие оттенков. К тому же она наиболее долговечна, не выгорает на солнце, не боится влажности и морозов.





 

Мозаика из битой посуды может быть яркой и веселой.

Этот материал всегда доступен, всегда под руками.





Мозаикой из яичной скорлупы могут заниматься только очень терпеливые люди. Такая техника невероятно кропотлива, она требует огромной внимательности и усидчивости. Я восхищаюсь работами Любы, создающей настоящие шедевры из милиметровых скорлупок.





  Мозаика из цветной бумаги называется аппликацией и, в основном, ею занимаются в кружках детского творчества. Но когда за дело берется художник, ее не возможно отличить от настоящей мозаики из натурального камня.

Мозаика из блесток

Тоже из области детских поделок, но только до тех пор пока они не попали в руки мастеру.

Мозаика из гальки, ракушек, стеклышек
и прочего «подножного» материала, очень популярна. Собранные на берегу реки или моря и отшлифованные волнами гладкие камни украсят любую садовую дорожку. Современные технологии в массы или мозаика из CD дисков.
Диски преливаются всеми цветами радуги, это очень красивый материал для поделок. Казалось бы — проще не придумать, использованные диски есть практически в каждом доме. Надо только приложить немного фантазии, как это сделала автор работы.

 Мозаика из пластмассовых крышечек
Что может быть проще? Собирай да складывай! Их даже приклеивать не обязательно, можно просто вдавить в утрамбованную землю и, например, украсить пол в беседке.

Мозаика из винных пробок.
Варьируя цвета и размеры пробок получется потрясающее произведение искусства! Подробности и поэтапные фотографии здесь.
Мозаика из значков
или вторая жизнь вашей детской коллекции. Материал с сайта
Мозаика из… колечек сухого завтрака.
Вообще то я негативно отношусь, когда «играются с едой», но эти работы убили меня наповал! сайт.

Мозаика из гвоздей.
Высший пилотаж мастерства, очень точная и кропотливая работа. сайт




Существуют еще много разных материалов для мозаики. Я постаралась собрать как «ходовые», так и наиболее необычные из них.

Надеюсь, вам понравилась подборка и Вы получили ответ на вопрос: Из чего делают мозаику?

Мозаика своими руками как сделать в домашних условиях.

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Подготовка материала для мозаики

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:

  1. Подготовить основу: бетонную выровнять, на деревянную нанести плиточный клей (Юнис или др.) и разгладить его. Толщина клеевой основы — 0,5-1 см. Если оформляется столешница, по краю ее предварительно набивают обечайку из тонкой фанеры. Подготовленную поверхность просушивают в течение 24 часов.Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки
  2. Согласно эскизу, нанести разметку фрагментов, которые отличаются по цвету. Для геометрического орнамента это не обязательно.
  3. Сначала нужно выкладывать узор или его часть без клея, подгоняя кусочки плитки друг к другу. Снять их и сложить отдельно. Клей наносят на изнанку каждого фрагмента, выкладывая узор, как это было сделано начерно. Удобнее всего сначала смонтировать крупные части плитки, а затем между ними вставить мелкие.Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки
  4. Геометрический узор из квадратных пикселов удобнее набирать на смазанной клеем поверхности согласно схеме. После заполнения небольшого фрагмента рекомендуется придавить элементы дощечкой, чтобы выровнять их по высоте.
  5. Готовый набор оставляют для сушки на 24-36 часов или согласно инструкции к клею.

Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля. Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой.

Микро-мозаика, метод прямого набора. | Журнал Ярмарки Мастеров

Для начала, определимся с терминами:

Микромозаика — мозаика из тессеров малого размера, скажем меньше сантиметра.

Прямой набор — это способ укладки мозаики лицевой стороной вверх. В этом случае хорошо виден рисунок, который получается и всегда есть возможность его исправить. Как правило, при таком наборе поверхность мозаики не ровная, например, прямым набором можно набирать мозаику прямо на стене здания. Если же замысел предполагает ровную поверхность панно, то разумнее работать методом «обратного набора».

Обратный набор — это когда мастер в процессе набора не видит изображение, которое получится у него в итоге. При этом работа его более механическая. Такой метод прекрасно подходит для набора мозаики по схеме, например, для создания мозаичных розонов с геометрическим рисунком.

Теперь сформулируем поставленную задачу: собрать небольшого размера (15 на 40 сантиметров) панно из очень маленьких тессеров с относительно ровной поверхностью без затирки.

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 1

Обратный набор как метод не подходит — рисунок складывается не по схеме, а по эскизу, раскладка цветов подбирается на месте, относительно друг друга, поэтому основная художественная часть работы — это укладка мозаики с бесконечным количеством поправок, и как выглядит полотно, необходимо видеть на всех этапах работы. Поэтому набирать будем «напрямую».

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 2

Обычно в случае прямого набора мастер работает либо с постоянной основой — непосредственно декорируемой поверхностью или цементной подосновой, либо выкладывает тессеры на временную основу — липкую пленку (ORACAL) или подобный материал. В нашем случае ни то, ни другое не подходит. Работа предстоит долгая, перекладывать придется не раз, поэтому работать сразу на клей нельзя, выкладывать будем на временную поверхность. Пленка также не подходит: размер тессера мал, ровного «дна» у него нет и он просто не удержится на поверхности, какая бы липкая она ни была. Нужна вязкая основа, поэтому выкладывать будем на пластилин.

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 3

Для начала, чтобы не портить эскиз, переводим изображение с него на прозрачную толстую пленку. Пластилин раскатываем в блин толщиной миллиметров в 5 (толще — трудно будет работать на дальнейших этапах, тоньше — может порваться). Возможно, подойдет любой пластилин, я экспериментировала только со скульптурным. Накладываем пленку с переведенным на нее изображением и толстой иглой накалываем по контуру и по смысловым линиям внутри контура. Аккуратно снимаем пленку. На пластилине соединяем точки в линейное изображение — получаем ориентир.

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 4

И начинаем выкладывать тессеры не особо вдавливая их в пластилин (так, до легкой фиксации) согласно тонированному эскизу. Работать удобно пинцетом и зубочисткой. Пинцетом тессер вставляется в нужное место, зубочисткой корректируется его наклон и «микроположение».

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 5

Когда полотно собрано, можно пройтись по нему скалкой(не сильно) или слегка придавить какой нибудь плоскостью, чтобы выравнять тессеры по высоте относительно друг друга и сделать поверхность мозаичного панно более плоской. Кстати, после трех попыток от мысли собрать из стеклянной мозаики полноценный килт на 7-ми квадратных сантиметрах пришлось отказаться — оказалось невозможным добиться живописного изображения и в клетку и в складку одновременно. Даже при размере тессера около миллиметра…

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 6

Собранное полотно нужно снять с пластилина и перенести на постоянную основу, для этого его нужно склеить на временной основе. Аккуратно и тщательно протираем бензином, чтобы удалить жир с поверхности. Далее обильно промазываем водорастворимым клеем. После просушивания покрываем смоченной в клею хлопчатобумажной тканью и проглаживаем каждый миллиметр, чтобы гарантировать проклейку всех тессеров. Опять высушиваем и снимаем с пластилина: переворачиваем работу и скатывая пластилин в рулон. Если вы не подстелили под пластилин пленку, то сделать это будет не так просто!

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 6

Итак, мы получили панно лицевой стороной наклеенное на ткань. Изнанку его, теперь обращенную к нам, старательно отмываем скипидаром, растворяя следы пластилина. Высушиваем, протираем бензином. Высушиваем. Следующая задача склеить мозаику. Ей нужна постоянная основа. Но клей не должен попасть на лицевую сторону, поэтому нужно защитить промежутки между тессерами от протекания клея. Обычно, для этого используют песок, но у нас микромозаика, песок крупнее, чем щели между тессерами! Берем довольно жесткую кисть и пищевую соду. Высыпав соду на мозаичное панно, кистью распределяем ее в щели. Следим, чтобы поверхность тессеров оставалась чистой, прокладываем монтажную сетку и покрываем мозаичным клеем.

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 8

После полного высыхания, намочив аккуратно, снимаем ткань с лицевой стороны, моем, чистим, любуемся на полуфабрикат. Далее крепим отдельные части мозаичного полотна на выбранную основу и декорируем до конечного результата.

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 9

Микро-мозаика, метод прямого набора., фото № 10

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о